фестивальные будни и праздники
АВАНГАРД И АРЬЕРГАРД «СЛАВЯНСКИХ
ТРАДИЦИЙ»
Вот уже четвёртый год в последние дни августа в курортном городке
Щёлкино, расположенном на мысе Казантип в Крыму, кодовым приветствием
становится не «Ты идёшь на пляж?», а «Ты идёшь на фестиваль?». Нет, это не
«Мюзик-фест» и не «Фестиваль вина», который проводится в соседнем городе. Это
международный литературный фестиваль «Славянские традиции», и оказывается
поэзия в наши, отнюдь не лирические
времена, тоже способна собирать полные зрительные залы. По крайней мере,
зал дворца культуры «Арабат» этому подтверждение. Свыше 260 авторов из 11 стран
мира приняли участие в предварительном творческом конкурсе. 82 финалиста из
Украины, России, Беларуси, Казахстана, Англии, Германии, Франции, Израиля и ещё
около 30 почётных гостей собрались в Щёлкино, чтобы в очных соревнованиях
определить лучших в шести номинациях. Среди них – «поэзия», «любовная лирика», «юмористическая
поэзия», «литературный перевод», «короткая проза» и «драматургия». В числе
учредителей фестиваля – Союз писателей России, Межрегиональный союз писателей и
Конгресс литераторов Украины, Белорусский литературный союз «Полоцкая ветвь»,
Литературный институт имени Горького, «Литературная газета», главный редактор
которой Юрий Поляков возглавляет фестивальное жюри. В разные годы в него
входили такие замечательные писатели, как Евгений Рейн, Владимир Костров,
Сергей Казначеев, Николай Переяслов. Да и на этот раз оно – весьма
представительное. Имена Константина Кедрова, Елены Кацюбы, Кирилла Ковальджи, Владимира
Шемшученко, Валерия Басырова, Натальи Вареник, Станислава Айдиняна говорят сами
за себя. И рядом с ними – настоящая душа и организатор фестиваля –
очаровательная Ирина Силецкая, заслуженная артистка России, автор нескольких
книг поэзии и прозы, лауреат многих литературных премий. Среди представителей
Украины в жюри – известные поэты, руководитель Конгресса литераторов Украины
Александр Корж и председатель правления Межрегионального союза писателей
Владимир Спектор. Сразу после завершения фестиваля они ответили на наши
вопросы.
КЛАССИКИ И
СОВРЕМЕННИКИ
- Чем, на Ваш взгляд, нынешний фестиваль отличается от предыдущих? Что
было наиболее интересным? Какие новые поэтические звёзды зажглись под тёплым
крымским небом?
В.С.: Прекрасно понимаю,
что любой фестиваль – сродни лотерее, элемент случайности крайне велик. Кто-то
из финалистов не смог приехать, и их творчество оказалось вне списка лауреатов,
кто-то не смог настроиться и потому в стихоборье (или поэтри-слэме) выглядел не
столь убедительным… Но в этом, наверное, и прелесть живого соревнования. Всё
равно, побеждают достойные, и их победы в какой-то степени определяют и
отражают направление вектора развития современной поэзии, её тенденции. Уверен,
что звание лауреата такого престижного фестиваля, как «Славянские традиции»,
даёт огромный толчок творчеству. Да и само по себе общение с коллегами из
разных стран – крайне важный элемент для поэтического развития.
На этот раз бросилось в глаза
обилие молодых конкурсантов, и это, конечно, хорошо. Другой вопрос – уровень
мастерства и стилевые направления, которым они отдают предпочтение. На мой
взгляд, прошлые фестивали были более элитарными, близкими к традициям
классической поэзии. В этом году возможность презентовать себя получили
несколько, можно сказать, андеграундных молодёжных изданий из разных городов
Украины. Их авторы стремятся выделиться не только тягой (традиционной для
молодости) к авангарду в творчестве, но и своим внешним видом. Банданы,
тюбетейки, рваные джинсы, армейские ботинки, пёстрые балахоны – всё это, по их
мнению, должно усиливать эффект прочтения стихов (или, как принято говорить,
«текстов»), в которых форме отдаётся явное предпочтение над содержанием. Это
действительно любопытно. Но мне напомнило фразу Юрия Полякова, который, к
сожалению, не смог приехать на фестиваль. Так вот, он устами героя своего
романа хорошо сказал: «Чтобы писать в стиле классических традиций, нужен
талант. А чтобы творить в стиле авангарда – только нахальство».
А.К.: В романе Полякова
есть ещё одна подходящая фраза: «Часто гениям не хватает таланта». Главное,
чтобы нашим молодым гениям (а никем иными они себя не признают) всегда хватало
таланта. И ещё – вкуса, чувства меры, культуры… Видимо, не зря в номинации
«поэзия» не было присуждено ни первое, ни второе место. Но среди лауреатов
третьей премии – рядом с достаточно опытными москвичкой Еленой Дараган-Сущовой
и винницким поэтом Леонидом Борозенцевым - юная Ксения Бутузова из Щёлкино.
Когда-то на одном из литературных конкурсов первую премию тоже не присудили. Но
лауреатом второй премии стала тогда молодая и ещё малоизвестная Марина
Цветаева. Пусть такое же блестящее поэтическое будущее будет и у нынешних
лауреатов. Победители прошлых фестивалей «Славянские традиции», может быть, не
обрели всенародной известности (да, это и невозможно), но их авторитет в среде
знатоков литературы постоянно растёт. Людмила Некрасовская, Татьяна Янковская,
Сергей Кривонос, Виктория Колтунова, Анатолий Лемыш, Ирина Карпинос, Александр
Пономарев, Ольга Прилуцкая, Платон Беседин, Марина Шамсутдинова… Они и их
коллеги-лауреаты своим творчеством подтверждают не случайность фестивальной
победы.
В.С.: А, продолжая речь о
поэтическом своеобразии нынешних «Славянских традиций», можно сказать, что его
определяли «две звезды» - члены жюри Владимир Шемшученко и Константин Кедров,
представляющие полярно противоположные литературные стили – поэзию классического
реализма и авангард. Их творческие вечера, общение с ними было важным и
полезным для всех, кто ценит красоту слова и талант стихосложения.
Из
энциклопедии:
Константин Кедров – основатель
творческого содружества ДООС («Добровольное Общество Охраны Стрекоз»). Для его
поэтики характерны: метаметафора, иероглифичность, палиндронавтика.
Метаметафора обозначена автором, как
«обратная перспектива в слове». Например «Шел лев вдали от себя, вынутый из
своей середины». Или «Никогда не приближусь к тебе ближе, чем цветок приближается
к солнцу». Елена Кацюба поясняет: "ДООСа как организации не существует, но
в поэзии так устроено, что часто то, что есть, того нет. А то, чего нет,
есть".
Владимир Шемшученко окончил инженерно-физический факультет Киевского политехнического
института, металлургический факультет Норильского индустриального института и
Литературный институт имени Горького в
Москве. Работал в Заполярье и Казахстане. Прошел путь от ученика слесаря до
директора завода. Обозреватель «Литературной газеты». Один из лучших русских классических
поэтов 21 века. Лауреат многих литературных премий, в том числе имени Н.
Гумилёва, М. Лермонтова, А. Дельвига, действительный член Петровской Академии
наук и искусств. По итогам Всероссийского конкурса поэзии в
доме-музее Игоря Северянина избран «Королём Поэтов». Участник шести антологий
поэзии. Автор десяти книг стихов.
«Для вас пою, для вас играю… И потому мне
хорошо, что не призвать меня к ответу — сегодня здесь, а завтра нету... Налейте
русскому поэту стакан любви на посошок». Это Владимир Шемшученко, который не
теоретизирует о взаимодействии классики и авангарда, а просто пишет
пронзительные стихи, являя образец таланта в поэзии и, порядочности в жизни,
что бывает не так часто. То же можно сказать и о Константине Кедрове, чьи стихи
порой завораживают, а порой ставят в тупик, и чьи рассказы и воспоминания о
времени и друзьях (а среди них – весь цвет русской культуры и литературы)
бесценны, особенно для молодых людей. В литературе есть место и для авангарда,
и для традиций (в принципе – они части одного живого организма), главное, чтобы
итог поисков в любом направлении был талантливым. Чтобы в нём было чародейство
творчества. На мой взгляд, оно присутствовало в произведениях многих участников
фестиваля. Назову лишь несколько имён, среди которых и уже признанные мастера
Валентин Нервин, Тамара Гордиенко, Валерий Сапунов, Виктор Мостовой, Галина
Рудь, Вера Марущак, Анжела Константинова и молодые Екатерина Наговицына, Андрей
Шадрин, Татьяна Шеина, Екатерина Антоненко, Олег Никоф, Ольга Лебединская, Аня
Грувер (которая в свои неполные 17 лет уже успела попробовать свои силы и в
классическом стиле, и в авангардном)…
А.К: Особенно отметил бы
Екатерину Наговицыну. Она – офицер, участник боевых действий в Чечне, автор талантливой, жёсткой, правдивой военной
прозы. И ещё об одном авторе невозможно не сказать. Это – Ольга Глебова, дочь
легендарного артиста Петра Глебова, блестяще воплотившего на киноэкране образ
Григория Мелехова из «Тихого Дона». Её творческий вечер стал образцом того, как
можно завоёвывать внимание и любовь аудитории. Обаяние и благородство Личности
плюс увлекательная автобиографическая проза сделали этот вечер незабываемым. Её
рассказы принесли ей заслуженную победу в номинации «короткая проза».
Из фестивальных
разговоров:
Традиция - живое развитие «живой» жизни. Авангард - зачастую слом во имя
новизны, установка на «непонятность» как на способ преодолеть (или разрушить)
автоматизм восприятия действительности. Если
есть авангард, то должен быть и арьергард, хотя к литературе военная
терминология подходит менее всего. Если арьергард – это классические традиции,
то лучше находиться именно там…
Эпатажный характер некоторых презентаций
превращает их в некие типа-перформансы, при
этом любуются ими, в первую очередь, сами авторы. Принцип такой литературы:
«Жизнь абсурдна, а поскольку поэзия - отражение
жизни, то и она должна быть абсурдной». Но интересно это – единицам. Поток
сознания рискует превратиться в потоп сознания. Изящная словесность - это
единственное, что остаётся у писателя, чтобы выполнить свою миссию в лучших
традициях славянской культуры.
В ГОСТЯХ У АЛЕКСАНДРА ГРИНА И СЕСТЁР
ЦВЕТАЕВЫХ
- Фестиваль длился 5 дней и включал в себя не только конкурсные чтения,
мастер-классы, творческие вечера и встречи, но и событийные мероприятия,
которые проходили в Щёлкино, Феодосии, Коктебеле, Старом Крыму… Расскажите о
них.
В.С.: Не ошибусь, если скажу,
что одним из определяющих событий фестиваля стало открытие барельефа Марины
Цветаевой на здании феодосийского музея Марины и Анастасии Цветаевых. Барельеф принесен в дар музею московским
скульптором Степаном Мокроусовым, автором памятников Александру Пушкину,
Николаю Гоголю, Виктору Цою, группе The Beatles, установленных в разных городах России.
«И тонкий луч, как стих Марины, сквозь
одиночества печать… И жизнь – как клинопись на глине, где мне не всё дано
понять». Поэты будут посвящать свои стихи Марине Цветаевой, пока жива поэзия. А
Марина была счастлива в Феодосии, в доме, где сегодня расположен музей. И где
через год, в рамках следующего фестиваля «Славянские традиции», предполагается открыть барельеф Анастасии Цветаевой.
Вообще, посещение литературных
музеев и чтение там стихов – неотъемлемая часть фестиваля. Музей Александра
Грина, дом-музей Максимилиана Волошина – думаю у каждого поэта, читавшего свои
произведения в этих домах, ставших легендой, это останется в памяти на всю
жизнь. Трудно забыть и творческие встречи, прошедшие в ДК «Арабат». Весёлые и
одновременно мудрые, казалось бы, детские, но и взрослые стихи замечательной
Киры Сапгир, которая приехала на фестиваль из Парижа, вечер под названием
«Шёлковый путь» в гостях у «Славянских традиций», презентации альманахов «Свой
вариант» и «ЛитЭра» - всё это события не фестивальной, а, по большому счёту,
культурной жизни. Авторы из Казахстана во главе с классиком казахской
литературы Бахытжаном Канапьяновым представили
своё творчество, книги и альманахи. А сам Бахытжан стал редактором-составителем
интереснейшего сборника «Казантип», куда включил лучшие стихи участников
прошлогоднего фестиваля. Его коллега Гульбану Укетайкызы в этом году стала
лауреатом второй премии в номинации «драматургия». И это замечательно, что
славянские традиции развивают и в Азии.
А.К.: Интересными были
встречи с поэтом и литературоведом, руководителем Союза писателей 21 века,
известным издателем Евгением Степановым, возглавляющим журналы «Дети Ра»,
«Крещатик», «Зинзивер», «Футурум-Арт» и газету «Литературные известия», а также
с представителем Московской организации Союза писателей России Александром
Гриценко, представившим журнал «Литературный колокол».
Евгений Степанов поделился своим
опытом издания книг: «Я охотно за деньги издательства выпускаю
литературоведческую литературу, потому что знаю: её можно продать. Прозу (тем
более хорошую!) продать очень тяжело. А поэзию продать невозможно. Более того,
ее даже в магазин поставить на реализацию сложно. Директора магазинов на
поэтические сборники смотрят косо: неликвид. Поэтому поэзию мы можем издавать
только за счет средств авторов, либо за счет спонсоров, которых авторы находят».
Так что, проблемы одинаковые у всех – и в Москве, и в Киеве, и в Луганске. В
Беларуси ситуация немного иная, но и там – всё не просто. Об этом говорили на
своём вечере Олег Зайцев и Александр Раткевич, возглавляющие Беллитсоюз, а
также их коллеги, которые представили добротные литературные издания и
произведения.
СТАХАНОВ – СТОЛИЦА ЛИТЕРАТУРНОГО ДОНБАССА
- Лауреатами фестиваля стали два представителя шахтёрского Стаханова.
Как вы думаете, это случайность или закономерность?
В.С.: Мне очень приятно,
что лауреатом второй премии фестиваля в номинации «юмористическая поэзия» стал
мой друг и коллега по писательскому союзу Виктор Мостовой. Конкуренция в этой
номинации (да и во всех остальных) была очень острая. Победителем стал
известный поэт, автор пародий Павел Эшов из России. Но и второе место – большой
успех, которым можно и нужно гордиться. Компанию в обществе лауреатов Виктору
составила совсем молодая Екатерина Антоненко со своей талантливой прозой, в
которой препарирована жизнь маленького украинского городка со своими
проблемами, горестями и радостями. И это – огромная удача для молодого автора.
Думаю, эта победа не случайна. В Стаханове долгое время работает литературное
объединение от Межрегионального писательского союза, которое возглавляет Виктор
Мостовой. Не зря незабвенный Юрий Каплан (кстати, предложивший в своё время
вместе с Ириной Силецкой идею этого фестиваля) высоко оценивал и творчество
Виктора, и его подвижническую литературную деятельность.
А.К.: Есть хорошая фраза
«Что должно быть, то и случится». Мостовой шёл к победе долгие годы,
совершенствуясь и преодолевая преграды. Это естественный путь творческого
человека. Своим примером он проложил дорогу и Екатерине, и другим,
потенциальным лауреатам. Когда-то Форд сказал: «Мне определённо начинает везти,
когда я работаю по 14 часов 7 дней в неделю».
Это достойная формула для достижения успеха в любом деле. Её реализует на
практике и Ирина Силецкая, в рабочем
кабинете которой свет горел, по-моему, круглые сутки. Но кроме фестивальных
забот, редактирования «ЛитЭры», работы в
Европейском конгрессе литераторов она находит время для творчества. Её новая
книга прозы «Помни имена детей своих» - это очередная ступень в бесконечном
движении к совершенству.
«ПОЭЗИЯ – НЕТ ДЕЛА
БЕСПОЛЕЗНЕЙ…»
- «Славянские традиции-2012» уже
стали историей. Что можно сказать, подводя их итоги?
В.С.: Собираясь на
фестиваль, я прочитал на одном из литературных сайтов: «Вот и сейчас,
наверняка, где-то начнётся какой-нибудь фестиваль, на котором третьеразрядные
литераторы будут читать свои бездарные вирши и вручать друг другу непонятно кем
учреждённые премии…» Это было написано не о «Славянских традициях», но в этом –
проявляется тенденция, пренебрежительно-снисходительное отношение к
литературному процессу в-целом. Вряд ли такая огульная спесь оправдана. Да,
есть хорошие поэты и разные, но каждый в меру сил и таланта пытается выразить
своё мироощущение, реализовать то, что дано от Бога. «Каждый видит то, что хочет, каждый знает
то, что умеет. Кто-то отметит, что день
– короче, А для кого-то - ночь длиннее».
А.К.: Главный итог –
фестиваль открыл новые таланты, дал возможность пообщаться поэтам и прозаикам
(а это очень важно и полезно). Уже сегодня он по своему уровню один из
крупнейших на территории бывшего Советского Союза. Но ведь он продолжает
совершенствоваться и развиваться. И в этом – не только итог, но и перспектива.
«Поэзия – нет дела бесполезней в житейской, деловитой круговерти. Но всё, что
не отмечено поэзией – мгновенно исчезает после смерти». Фестиваль «Славянские
традиции», осенённый талантливой поэзией, будет жить долго.
Беседовал
Игорь Масюченко
СТАТЬЯ РЭНЫ ОДУВАНЧИК
Славянские традиции – 2012. Глазами Одувана
На фестивале «Славянские традиции» побывала во второй раз. В последнее время поняла одну вещь: несколько раз подряд на один и тот же фест ездить не обязательно, хотя почему бы и нет. Конечно, приезжаешь, как домой – друзья, приятели, коллеги, которых видеть не просто приятно, - видеть столько хороших поэтов в одном месте – огромный подарок Судьбы, Бога, Крыма… Ну и, конечно, Ирина Силецкая, Королева бала-фестиваля старается создать грандиозный праздник, и ей удаётся… Так почему же второй раз не такие яркие впечатления? Ну кто его знает, наверное, это как вторая любовь, как повезёт. А если точнее, начинаешь сравнивать и придираться: ага, а в прошлом году это было лучше, а в этом то. А в прошлом году Поляков приезжал, и так сказочно уютно сидели на веранде на дачах! И о таких высоких материях беседовали!.. Чего-чего, а недостатка в мероприятиях не было. Презентации, выступления, конкурсы росли так густо, как лес в тайге. Крым, наверное, обижался: приехали, мол, ко мне, а сидят во Дворце Культуры до поздней ночи. Как по мне, так чтобы переварить, оценить, понять-принять такую массу мероприятий на бедную душу поэтичного населения, нужно быть… Ну не знаю, богом, героем, титаном… А как трудно быть богом, это мы немножко поняли. Но и создать, скоординировать такую бездну мероприятий, не каждому дано! Тут нужно быть богиней-героиней Ириной Силецкой, не иначе! Я бы не смогла. Надеюсь, расписание уроков будет немножко смещено в строну дня солнечного: ведь когда мастер-классы начинаются в 11, а то и 12 вечера-ночи, не каждый может похвастаться трезвой головой после выезда в другой город и десяти важных концертов. Ною, говорите? Да нет. Всё было отлично. Предельно насыщено, ярко, разнообразно. Экскурсии в Керчь, Старый Крым, Феодосию, Коктебель запомнятся навсегда. Музеи и библиотеки встречали нас здорово, как дорогих гостей. Я вообще заметила, что библиотекари и научные работники отличаются высочайшей культурой во всех отношениях. С ними приятно, уютно, интересно. Эти люди - интеллигенция, у нас их немало, но их нужно беречь и лелеять, чтобы не превратились в исчезающий вид. В Феодосии нам посчастливилось присутствовать на открытии мемориальной доски на стене дома-музея Марины и Анастасии Цветаевых. В этом музее бывала дважды. Фотографии Марины, её печальные глаза оставляют впечатление немалое. Трудно, всегда трудно было творческим людям, а гениям тем более. Так что нам ещё ничего, грех ныть. Ярких личностей и в наше время немало. А особенно на фестивале. И это не все приехали! А я ведь заглядывала в списки! Сколько там знакомых необыкновенно талантливых поэтов нам было обещано! Тем не менее, Праздник Поэзии, а с ней и Прозы, Драматургии - удался! Как всегда, мудрым и кратким был блистательный Валентин Нервин. Всем очень понравился Сергей Овчаренко из Евпатории с серьёзными стихами. Открытием фестиваля стала Татьяна Шеина из Белоруссии. Её страстная женская поэзия многих очаровала. Марина Шамсутдинова прочитала яркие честные и ёмкие стихи о Родине и о любви. К таким стихам невозможно быть равнодушным. Марина - одна из ярчайших звёзд фестиваля. Юмор, честно говоря, был не очень смешным. Может, потому что конкурс юмористов начался поздно. У поэтов была непосильная задача – разбудить зал!!! Смех услышала только, когда Павел Эшов читал. И слёзы видела! Представляете, этот Мастер-монстр плакал, дрожал, чуть ли не падал с кресла. Это звучала победоносная пародия на стихи Алексея Пандорина, талантливого поэта. Персонажи «Махабхараты» смеялись, удивлялись, кое-кто из них тоже прославился. Забавным, гипер-малолюдным оказался конкурс, куда хотят попасть все кое-как уважающие своё творчество поэты. В конкурсе «свободной поэзии» состязались три весёлых и свободных друга: Бутузова Ксения, Шадрин Андрей и знаменитый слэмер Леонид Борозенцев. Три новеньких сыграли пьесу в современном стиле. Казалось, все они пели в унисон, так похоже по ритму и стилю было их творчество. В общем дали джазу ребята! И первого места в этой номинации никому не дали. Ксения Бутузова выглядела смелой и сияющей. Шадрин был понятен, честен, а это многого стоит. Леонид Борозенцев давал уроки слэмоведения и открытого голосования. И успешно! Открытое голосование приняли единогласно. Не знаю, насколько уютно чувствовали себя сияющие молодые люди-представители глубоководных поэтических течений. Но «сила ветра» состоялась. После выступления этой команды поднялась настоящая буря!!! Природно-погодная, имею ввиду. «Лирики Т» остались Загадкой. Отличные в этом году были переводы. Ну и переводчики, конечно. Чтобы никого не забыть, никого и не упомяну. И себя не забуду. Гораздо больше, чем в прошлом году мне понравилась проза. Без ужастиков и попсовой мистики, без чернухи-порнухи. Авторы были интересны. Многим приглянулся отрывок Глебовой Ольги Петровны, собачки рулят! Интересные отрывки прочитали: Хмелёва Елена, Яровая Валентина, Антоненко Катя. Непревзойдённой оказалась Катя Наговицина из Екатеринбурга. Её мужественные чистые и честные строки вызвали бурю аплодисментов. Она бесспорный Победитель! Как всегда трудно было слушать и воспринимать драматургию. Не все пишущие умеют читать вслух. Например, талантливейший писатель и драматург Сапунов Валерий Борисович, увы, не претендует на звание народного артиста, читает невыразительно. Да и не обязан писатель иметь отличные актёрские данные, главное его дело – писать. А другие, умеющие артистично подавать материал, пусть читают. У меня предложение. Иррациональное. А что, если читать драматические произведения приглашать актёров? Пусть самодеятельных, почему бы и нет? В Щёлкино есть Дворец Культуры, значит, там есть актёры, ждущие интересных идей и ролей. Ну это так… Ирине Силецкой видней. Что понравилось лично мне, Одувану. Очень и очень многое! Начну по порядку. Мурчу звонко оттого, что город Щёлкино – город Кошек. Кошки всюду – в магазинах, домах, на улицах, даже в ДК «Арабат» царил огромный белый котяра, любимец фестиваля и фестивальщиков, откормленный и заласканный, как и положено уважающему себя Котофею. Коты в Щёлкино всегда меня встречают, провожают. К ним тоже туда еду с радостью. Мяу! Нереальное замурчательное ласковое море Казантипа. В этот раз природа наградила и зноем, и ливнем, и холодом. Спасибо, дорогой Казантип! Слава Азовскому морю! На «Славянских традициях» нравится мне такая традиция – здесь только профессионалы. Кто-то пишет прозу, а кто-то стихи, кто-то очень традиционен, а кто-то экспериментирует со словом - все хороши, сильны – интересны. Ни одного случайного, лишнего человека. Ни одного непоэта. Самые яркие и нетрадиционные на этом фестивале были ребята из группы «Сила Ветра». И как всегда одуванически порадовали стрекозы, Общество Защиты Стрекоз. Очень жалею, что опоздала на презентацию яркого неординарного журнала Поэтов. Константин Кедров, Елена Кацюба на этот раз говорили не о достоинствах куба, а о Достоевском, что было НЕОЖИДАННО и интересно. С удовольствием посетила в этот раз мастерскую Константина Кедрова, где не было назиданий, разбора стихов на электроны… А была просто беседа друзей, коллег, закончивших литинститут, сочувствующих Всемирной гармонии. Говорили о Льве Толстом, о его необычной миссии в жизни России. Смотрели увлекательный фильм о Корее, его привезли оттуда Великие Стрекозы Кедров-Кацюба… Кланяюсь… Свежую радостную струю в Праздник внесла певица Алла Мигай из Киева. Нам песня жить и любить помогает! И ездить по Крыму с песней приятней, звонче. Мне лично очень понравилась переводчица из Херсона Ольга Швец. Удивительная эльфийка! Оказывается, эльфы умеют писать по-английски. Для меня это было открытием. Много было издателей. Их презентации были тоже к месту. Как же писатель без издателя? Людмила Салтыкова, Владимир Спектор, Александр Корж, Александр Мухарев – это только те фамилии издателей, которые остались в моей голове с опилками… Не попала в этом году на мастер-класс к Владимиру Шемшученко. Из соседней веранды слышала, какой там тарарам творился. Вот это класс! Вот это мастер! Каждую минуту казалось: вот сейчас точно кого-то бьют. «Владимир Шемшученко – лучший тренер, какого мне приходилось слышать», - сказала недавно Любовь Томская на заседании поэтической студии «Плавка» в Днепропетровске. Спорить не буду. «Бьёт – значит, любит», гласит неоднозначная русская пословица. А пословицы - часть культуры, цвет традиций. А традиции стоит беречь и возрождать. В этом, уверена, сила и здоровье нации. Необыкновенно отрадно было видеть прекрасных женщин Казахстана – нежных и ярких. Да и мужчины хороши! А как пелись за столом русские и казахские народные песни! Можно сказать: мы обнялись песнями. Замечательно, у фестиваля «Славянские традиции» свои традиции. Допустим, традиция выпускать в свет «ЛитЭру» мне очень нравится. С удовольствием рисую для неё, то есть для нас и всех нас. Что хотелось бы пожелать фестивалю? Немножко разнообразить программу. И если не хватает 6 дней, взять ещё один. (Вспомним сотворение мира!) От всей души желаю любимому Крымскому фестивалю здоровья, успехов, Радости, гениальных писателей-поэтов и богатых родственников. Новых грандиозных планов Ирине Силецкой! Энергии и здоровья, терпения и вдохновения! Спасибо Фестивалю, что у меня теперь столько друзей! Простите, если кого-то упомянула. Люблю и помню всех. Спасибо Королеве Фестиваля! За традиционный уют и традиционное гостеприимство и богатство души. Фестиваль, лети, как небо над Азовским морем! Сверкай, как море августа! Расти и развивайся! А мы поможем, чем сможем!
|